←  Політклуб

Форум "За порядок на дорогах!"

»

Кому нужна украинская земля?...

Жигуліст фотография Жигуліст 15 апр 2012

А.Матвиенко: «За влияние на земельные ресурсы Украины в условиях глобального продовольственного кризиса борется весь мир».


Принятый парламентом в первом чтении в закон "О рынке земли" продлил мораторий на ее продажу до 1 января 2013 года, одновременно предусмотрев создание Государственного земельного банка. Главной его задачей будет кредитование сельхозпроизводителей, вместе с тем, по закону, Государственный земельный банк будет иметь и право купли-продажи земель сельхозназначения. Своими оценками о причинах создания Государственного земельного банка и того, к каким последствиям может привести организация нового госфинучреждения, с корреспондентом “ГолосUA” поделился народный депутат от фракции "Наша Украина - народная самооборона", заместитель председателя партии «Украинская платформа" Собор ", член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Анатолий Матвиенко.


- Анатолий Сергеевич, на днях прозвучала информация, что создание Государственного земельного банка может открыть новые возможности для создания коррупционных схем при скупке за бесценок земли у крестьян и предположил, что целью этого будет спекуляция украинской землей на международных рынках. Как вы считаете, справедливы ли такие опасения?
- Мы имеем в Украине "общество ограниченного доступа", сутью которого является поиск преференций и перераспределение ренты, а не поиск возможностей и создания прибыли. В этих условиях, когда все заинтересованы в источниках, из которых можно перераспределять ренту “в карман”, несовершенные законы создают условия для таких злоупотреблений и нарастания коррупции. А поскольку земля является очень ценным и особым ресурсом, неисчерпаемым источником энергии, то это, тем более, вызывает определенные предостережения.


Я также серьезно обеспокоен возможностью коррупционного перераспределения такой ценности, как земля. К тому же, первый вариант закона, который внесло правительство, практически был направлен на то, что землей смогут завладеть большие вертикальные украинские холдинги. Мы попытались ограничить таку, возможность, включая, на первом этапе, ограничения по объему земли, который может продаваться / покупаться.


Появилась также и другая новация, которая называется "Государственный земельный банк", которым создается еще один субъект на рынке земли. Обычно в тех странах, где есть рынок земли, существует единственный субъект, который осуществляет куплю-продажу и контролирует эти процессы. У нас для этого есть Государственное земельное агентство. Очевидно, надо было бы вернуть его под контроль общества, создать некий наблюдательный совет, который включал бы владельцев земельных паев, фермеров, мелкотоварного производителя, общественность и власть. И под этот общественный контроль нужно было бы поставить весь рынок земли.


Однако, появляется Земельный банк, который имеет возможность не только накапливать ресурсы (на это еще можно было бы пойти), но и торговать землей. Таким образом, имеем две институции с аналогичными функциями - это уже напоминает поговорку о "дитя без глаза с семью няньками".


- Каких последствий его создания можно ожидать?

-Я не знаю, куда повернет Земельный банк через определенный период времени. И не смогут ли его просто приватизировать, как государственный банк - таким образом получив невероятное количество земли за счет "усилий" государства. Поэтому здесь надо очень серьезно подумать, в каком конечном варианте мы должны принять этот закон.


По мне - проблема Земельного банка ставит перед нами еще одну задачу: не спешить и, возможно, перенести на третье чтение отработку всех этих механизмов.


- Вы сказали, что эти вопросы может решать и Госземагентство?

- Да. Не может быть два субъекта-оператора на рынке. Тогда появляется неконтролируемость, не с кого спросить.


- Зачем же тогда создавать Государственный земельный банк?

- Возможность приватизации земли - несравнима со всеми возможностями, которые предоставила неконтролируемая приватизация производственных мощностей в Украине. Мое предостережение: в результате "дикого" рынка, который мы можем запустить, появится массовое предложение о продаже земли. Ведь владельцы земельных паев - это, в основном, пенсионеры. Из-за мизерных пенсий их интересует вовсе не завтрашний день, а настоящее.


Сегодня в нашем обществе сформировано, к сожалению, большое отвращение к возможности быть аграрником, фермером. Поэтому массового спроса на землю нет. И когда мы спровоцируем невероятные объемы предложения, не имея адекватного спроса, то цена на землю упадет. Более того, "заводится" механизм так называемой экспертной оценки. А это в условиях коррумпированного государства - вообще странно и может нас привести даже не к 200 долларам, а к 100 долларам за гектар. И в условиях, когда обесценивание состоится, может произойти захват больших объемов земли. В дальнейшем, при третьем-четвертом перераспределении, это позволит получить невероятно высокую "ренту" от уже реальной рыночной цены.


К тому же, еще даже рынка земли в Украине нет, а Всемирный банк оценивает украинскую землю по 3,6 тысячи долларов за гектар. А нормативная денежная оценка сегодня в рамках 1200-1400 гривен.


- По вашему мнению, кто может быть заинтересован в таком положении вещей, во-первых, в Украине, во-вторых, в мире?

- Думаю, что в первую очередь мир заинтересован. И именно мир будет "толкаться", ибо борется за влияние на земельные ресурсы в условиях такой глобальной проблемы, как продовольственный кризис. Здесь не надо никому верить, чтобы Украине не двигаться к бездумному рынка земли. Ибо миром правят собственные интересы и никто не думает об Украине. Думают, прежде всего, как завладеть источниками природных ресурсов. Ливия - этому абсолютно свежий и яркий пример. Так, как люди жили в Ливии, они еще долго не будут жить. Однако то, что там произошло, показывает - идет борьба за источники энергии. Я, возможно, "дую на холодную воду", но мне кажется, что лучше иметь ответы на казалось бы "фантастические" вопросы, чем не иметь их.


- А в Украине кто-то сможет скупать землю?

- Крупные холдинги - это интегрированные компании, имеющие активы на IPO. И это уже как бы мировой капитал. Кроме того, есть люди, которые хотят не Украины, а собственных средств, одновременно имея ресурсы, которые не знают, куда сегодня инвестировать. Тем более, что могут появиться прибыли даже не в 300%, а в 1000%. Поэтому нам надо входить в рынок земли очень осторожно.


Если бы мы считали, что все, приобретенное Земельным банком, является исключительно государственной собственностью и гарантировали бы оборот этой земли - это был бы один из приемлемых вариантов.


Но все это лежит в плоскости вопроса - какие перспективы мы строим в аграрной сфере, на какого главного субъекта аграрного товарного производства делаем ставку, кого мы хотим поддержать? Я считаю, что поддерживать надо того, для кого земля является главным средством производства. И тогда мы ответим на вопросы сохранения плодородия почвы, эффективного использования, конкуренции, цены.


А для холдингов земля не является главным средством, а лишь дополнительным ресурсом для удешевления составляющих производства. Мы не можем стимулировать крупные холдинги, это опасно. Когда примерно тридцать человек "держат" всю экономику страны, где гарантия, что их наследники будут иметь адекватные способности всем этим управлять? А чем может стать для общества банкротство одной такой компании? Это - безопасность государства. И формирование цены на землю - это формирование продовольственной безопасности. Холдинги не заинтересованы ни в чем, кроме пшеницы, рапса и сахарной свеклы. И животноводство мы потеряли благодаря этому процессу "холдингизации".


- То есть, выход в поддержке государством мелкого сельхозпроизводителя и пролонгации моратория на продажу земли?

- Нет. Думаю, не надо прятать голову в песок. Мы должны завести в рынке земель очень большие ограничения. А потом будем отпускать. В эту воду надо входить постепенно, понимая, что мы не знаем ее глубины.


- Тогда какими должны быть эти ограничения?

- Разрешить покупать не более 100 гектаров. Мне говорят - это нерентабельно. Но затем мы увеличим площади. В этот закон мы должны заложить механизмы спроса и предложения, это главное. Неограниченное предложение и нерегулируемый спрос приведут к обесцениванию земли, запустят механизмы невероятных спекуляций.


Кроме того, необходимо понимать, что земля - это сельский уклад, а село - национальные корни. Хотим ли мы его сохранить как социокультурную среду? Тогда должны создавать рабочие места в деревне. Во Франции главным субъектом сельскохозяйственного производства является фермер, село живет, соответствующая среда сохраняется. Если люди заняты - государство не платит им по безработице. Село рожает детей, продуцирует, имеет перспективу. Это большая проблема, не только производства, но и вопросы культуры, политики, этноса - на которые мы пока этим законом не отвечаем.
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 15 апр 2012

Быть или не быть Мораторию?

Кому нужна украинская земля? Не удивляйтесь – ВСЕМ! Украина входит в пятерку стран, потенциальных спасителей мира от продовольственного кризиса. Ничего, что местами за счет импортированной продукции (китайской гречки, например). Реально чернозем – самое большое достояние Украины. Атомного оружия нет, уран вывезли, запасы нефти и газа мизерны. Так кому должна принадлежать наша земля? Конечно нам, украинцам!

Снять или не снять мораторий на землю? В чем суть вопроса сегодня? Землю давно уже перераспределили между собой. За счет теневых схем многим удалось изменить ее целевое назначение. Остальные ожидают снятия Моратория, чтобы осуществить продажу.

Давайте снимем Мораторий. Все говорят о том, что его нужно снимать. Тогда кому достанется земля? Даже если внесут в законопроект норму о том, что нерезиденты не имеют права на владение землей в Украине, схемы с подставными лицами нейтрализовывать все равно еще не научились. Значит, земля очень быстро разойдется по рукам иностранных инвесторов. Учитывая то, что нашим отечественным землевладельцам все равно, что будет с землей со временем, если бесконечно выращивать на ней рапс и свеклу, страшно подумать, как ее будут использовать неотяжеленные национальными помыслами иностранные капиталисты. Здесь как раз можно пойти по пути китайских реформ, досконально изучив «Китайское чудо». Потому что сегодня страна, прежде всего, нуждается в установлении четких законодательных норм, которые должны предварять любые действия и такие как снятие Моратория на землю в том числе.
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 15 апр 2012

Земельные реформы нужны, но какие?

Земельные реформы всегда тревожили душу украинца, ведь их проведение определяет судьбу народа на десятилетия, а то и на века. За более чем тысячелетнюю историю Украины-Руси только две реформы были проведены в интересах украинского народа: первая во времена Киевской Руси в IX—XI ст., узаконившая право на землю без права на рабовладение, вторая при кратковременном мирном правлении Богдана Хмельницкого — все земли предыдущего захватчика (Речи Посполитой) стали собственностью казачества, крестьян и казацкой старшины на все сто процентов. Остальные земельные реформы происходили без участия украинской стороны: через сто лет после смерти Б.Хмельницкого 100% земель Украины оказались в руках российских помещиков с закрепощением всегда свободных людей.

Земельным реформам УНР в 20-х годах ХХ ст. также не суждено было осуществиться. А внедрение насильственных сталинских земельных реформ было беспрецедентно жестоким, кровавым и решительным.

Любая земельная реформа, как бы она ни осуществлялась, не проходила спокойно. Как только Украина обрела независимость, сразу же возник прежде всего земельный вопрос, понимаемый первым и вторым президентами Украины очень просто: все отобрать у колхозов и разделить поровну.

Незавершенная реформа в аграрном секторе Украины приобрела признаки беспомощности — по 2 га на душу выделили, но забыли, что разграбленные колхозы лишились всей техники, всего животноводства, бросив на произвол судьбы стареющее крестьянство Украины без средств к существованию. Разве что можно было сдать новоявленным нуворишам землю в аренду за мизерную плату, а то и даром.

Фермерское движение, которое должно было бы набрать бешеные обороты с увеличением количества крестьянских хозяйств, едва выживает из-за непомерных налогов, огромных кредитов и грабительских закупочных цен на продукцию агропромышленного комплекса. И все это на фоне перманентного увеличения стоимости горючего, семян, техники, агрохимикатов. Под этот пресс попали и кооперативные хозяйства, владеющие 2—3 тыс. га пахотной земли. Зато у нас наращивают мышцы корпоративные латифундии с иностранным капиталом. При минимальных расходах на поддержание плодородия земли и активном введении в оборот коммерческих культур (зерновых, подсолнечника, кукурузы) они обрабатывают сотни тысяч гектаров, обеспечивая интенсивной работой лишь небольшую группу счастливчиков-механизаторов. Ведь их отряд в пятьдесят человек способен обработать за сезон по десять тысяч и больше гектаров пашни.

Обнищавшее население за 20 лет существования независимой Украины так и не родило средний класс, являющийся мощным фактором создания государства. Ведь чем богаче народ, тем устойчивее государство и чем больше у него средств, тем больше гарантия, что земля станет собственностью именно своего народа. Но не суждено.

Читая в свое время лекции студентам Национального аграрного университета, автор ставил на голосование такой вопрос: «Кто за проведение земельной реформы?» Половина — «за». «Вы правы», — мой ответ этим студентам. «Кто против?». Половина — «против». «И вы правы». Аудитория удивляется: такого не может быть, чтобы все правы. А толкование ответа простое как мир. Аргументы «за»: земля — товар; отсутствие земельного рынка сдерживает развитие производительных сил агрокомплекса — нельзя поставлять новейшую технику и технологии, развивать инфраструктуру и строительство, нельзя чувствовать себя полным хозяином, осуществлять долгосрочные мероприятия по повышению плодородия земель. Временщики заботятся о собственном кармане и о себе, а не о грядущих поколениях и судьбе земли.

Аргументы «против» сложные и требуют продуманного изменения законодательной базы и ее выполнения, чтобы не навредить людям и государству при достижении поставленной цели. А для этого нужны время и мудрость и, если хотите, консолидация мнений разных политиков, чтобы принять правильные решения. И сегодня еще не настало время для внедрения в жизнь любого, даже самого прогрессивного закона о торговле землей. Тем более что предложенный проект закона Украины «О рынке земель» не может претендовать на непогрешимость, ведь в нем перешагнули через барьеры, которые необходимо нивелировать для нормального функционирования такого рынка.

Названный законопроект о рынке земель (хотя земля у нас одна) настолько опередил свое время и изложен в такой редакции, что после введения его в действие наша земля станет для нас чужой, а украинский народ окажется лишним на ней. Вдумайтесь: в оборот земель сельскохозяйственного назначения, которые будут выставлены на торги, включены земли государственной, коммунальной и частной собственности и 10% земель запаса. Субъектами рынка, кроме физических и юридических лиц Украины, определены лица, осуществляющие принудительную (!) реализацию земельных участков, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица и государство (ст. 5). Сразу же возникает несоответствие. Ведь, с одной стороны, представители иностранного капитала вроде бы и являются субъектами рынка земель, а с другой — «они не могут иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения» (ст. 15). Двойные стандарты заводят проблему в тень и в спекулятивные аферы, но куда деваться иностранному капиталу, если земля не продается?

Проектом закона предусмотрены торги не всей землей оптом, а отдельными участками: для западного региона — 110—180 га, для центрального и северного — 250—400 га, южного и восточного — 590—870 га. Несложно предположить, что соблазн любым образом приумножить лакомый кусочек земли будет возникать системно, и следующий закон о продаже украинской земли уже просто не понадобится. Тем более что в проекте закона есть лазейки для увеличения площадей, не превышающих 30% земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся на территории региона по месту расположения приобретенных в собственность земельных участков одним или двумя гражданами Украины (ст. 21).

В проекте проигнорирован экологический подход по ограничению доступа к природозащитным полосам вдоль русел больших, средних и малых рек и их истоков, определенным Земельным кодексом Украины, по запрету торговли заповедным фондом Украины, не определены предупредительные меры по продаже земель с уклоном более трех градусов, не установлена ответственность за хищническое использование земли покупателем в случае истощающей ее эксплуатации.

И все эти земли продаются на аукционе. Нетрудно предположить, что настоящие собственники и землепользователи, возможно, и не узнают, что их поля оказались в чужих руках.

Гражданам Украины, а также уже и иностранцам приоткрывается возможность земельных торгов в форме конкурса для строительства объектов транспортной инфраструктуры, электроэнергетических и социальной инфраструктур.

Вот так. Земля Украины распродана. Время разбрасывать камни на нашей Украинской Ниве закончилось: земля отдана на растерзание, а украинский народ — на заклание, потому что исчезает село, которое всегда было оберегом нашей идентичности. Чужим людям оно не нужно… И не приведи Господи в самом деле дождаться завершенного действия этого закона. Наконец-то наступает время собирать камни на нашем благословенном черноземе, составляющем почти треть его мировых запасов. Наша земля — не Клондайк и не нефтеносный Аравийский полуостров. Ведь там были или есть исчерпывающиеся природные ресурсы. А плодородие нашей земли вечно, если с ней по-хозяйски обращаться. Если же хищнически, то деградация земли вместе с деградацией общества неминуемы.

Урожайность зерна :wacko:/> млн. тонн даже при современном раскладе производительных сил Украины — не предел, и этот возобновляемый ресурс будет работать бесконечно долго на благо Украины. Но стоит оставить в законодательстве хотя бы небольшую лазейку, как охотников на нашу землю найдется предостаточно, причем со всех сторон. Хозяином земли должен быть тот, кто ее обрабатывает.

Вот почему, прежде чем принимать закон Украины «О рынке земель», нужно подготовить для этого четкое предварительное законодательство, которое обеспечит украинское общество правовой, методологической и нормативной базами для осуществления такой реформы. На наш взгляд, обескровленному и обнищавшему селу Украины нужны, прежде всего, экономические реформы. Закон Украины «О кооперации» устарел и не действует в той части, которая поощряла бы крестьян объединять свои паи в местные кооперативы. Государство не довело земельную реформу до конца, утратило шанс сохранить мощный аграрный потенциал от разграбления. Если советская власть загоняла людей и скот в колхозы силой, то современный сельский кооператив должен создаваться по инициативе снизу. Объединяя паи, крестьяне создают кооперативы со специализацией в растениеводстве и животноводстве.

Однако село сейчас своими силами не сможет проявить подобную инициативу — нет начального капитала. Ему на помощь должно прийти государство — оно обеспечит кооперативы льготными кредитами и дотациями. В Европе сельскохозяйственный сектор дотационный, только во Франции на эти цели ежегодно выделяется более 5 млрд. евро, а нам для становления села нужна вдвое большая сумма. Не знаем, где взять средства? Известно, что на Евро-2012 израсходовано около :ph34r:/> млрд. грн. Так почему бы, мобилизовав духовные и физические силы нации, не найти такие же средства для возрождения агропромышленного комплекса Украины?

В процессе осуществления незавершенной земельной реформы и накопления начального капитала на селе необходимо разработать и принять ряд законов, которые будут определять экономическую и экологическую безопасность в наземных экосистемах. Речь идет о насущной необходимости разработать, в частности, закон Украины о земледелии, который упорядочил бы хозяйствование на пахотных землях, приостановил бы монополию коммерческих культур и требовал бы на условиях пряника сохранять плодородие почв и кнута — ответственности за их деградацию. Вместе с тем необходимо повторно тщательно обследовать земли Украины с использованием современных средств аналитики, компьютеризации и спутниковой связи, а также провести массовое агрохимическое обследование земель, как находящихся в обработке, так и не обрабатываемых. Это позволит на научной основе составить их кадастр и обеспечить объективную цену для будущего рынка земли.

Экологическую составляющую целесообразнее базировать не на территориальном подходе относительно ландшафтов (село, поле, лес, луга и т.п.), а на бассейновом, где за основную таксономическую единицу берется бассейн малой реки как целостного организма любого агро- и биогеоценоза. Осознание этой истины обеспечит научный процесс последовательного восстановления бассейнов малых рек, которых у нас около 63 тыс., учитывая и свыше 15 тыс. их уничтоженных водотоков вследствие тотального распахивания украинских земель и неразумных водных мелиораций в ХХ ст. Тем более что Украина уже готова к тому, чтобы начать выполнять природовосстановительные функции.

Еще в http://www.ostanovka...tyle_emoticons/default/mega_shok.gif-х годах ХХ ст. широко внедрялось контурно-мелиоративное земледелие (КМЗ), обусловившее разделение обрабатываемых земель на три технологические группы: первая — равнинные земли с уклоном до трех градусов, где велись все формы пахотного земледелия; вторая — земли с уклоном до пяти градусов, где велось почвозащитное земледелие, и третья группа — земли с уклоном свыше пяти градусов, подлежащие залужению и залеснению. Исходя из принципов КМЗ, изъятию из пахотных подлежат 8,6 млн. га земель с переводом их в естественные кормовые угодья и под залеснение. И это совершенно справедливо, ведь распаханность сельскохозяйственных угодий у нас самая высокая в мире — 82%.

Рекомендации Минагропромполитики и ННЦ «Институт земледелия НААН» о механизме изъятия из интенсивной обработки малопродуктивных земель разработаны еще в 2000 году. КМЗ касается равнинных и склоновых земель овражно-балочных систем, и оно хорошо укладывается в идеологию восстановления бассейнов малых рек. Поэтому прежде чем определять рыночные отношения по продаже земли, нужно урегулировать механизм ее вывода из обработки. Если вскоре будет принят закон Украины «О рынке земель», контурно-мелиоративное обустройство останется навсегда неосуществимым либо такие земли снова придется выкупать.

Поэтому в процессе приближения к рынку земли необходимо принять законы Украины «О восстановлении бассейнов малых рек», «Об установлении земельных отношений в процессе восстановления бассейнов малых рек», где отдельно будет сказано о контурно-мелиоративном их обустройстве.

Принятие соответствующих законов, разработка нормативной базы для их воплощения в жизнь возможны при их четком и оперативном финансировании. С учетом этого создание единого ипотечного земельного банка Украины — своевременно и обусловлено тем, что в него должна поступать вся плата за землю, отчисления в экологические фонды, кредиты с целевым назначением в агропромышленном комплексе и на природовосстановительные работы.

Осуществление этих проектов невозможно без широкого привлечения научно-исследовательских и образовательных учреждений, которые сейчас едва выживают из-за безденежья и оторваны от производителя не по своей вине — потому что тот тоже бедный. Только научное обеспечение по восстановительному земледелию и восстановлению бассейнов малых рек создаст условия для эффективного освоения современных технологий и выведет науку на магистральный путь развития.
Необходимость принятия закона Украины «О рынке земли» назревает и становится неотложной. Но желание «купи-продай» в случае поспешности его воплощения снова набросает столько камней на Украинскую Ниву, что разгребать завалы придется многим поколениям. Истину сказал один мудрый человек: «Если не можешь творить добро, то хотя бы не делай зла».
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 15 апр 2012

Земледельческая Украина — “житница олигархов”?

Почему опасно снятие моратория на продажу земли без честной, прозрачной дискуссии в обществе.

Снятие моратория на продажу земли в Украине, за которое активно агитируют Президент, представители различных международных организаций, немного странно и нелогично. Особенно в то время, когда правительство Китайской Народной Республики поощряет своих фермеров покупать сельхозугодья в других странах, а цены на зерно за последний год выросли более чем вдвое.

Две “оранжевые” силы сейчас активно выступают за снятие моратория. Хотя еще более чем полгода назад Ксения Ляпина отмечала в одном из интервью, что “у сил, которые готовы к созданию коалиции, различное видение сроков отмены моратория на продажу земли. НУ-НС видит необходимость отказаться от моратория уже с 2008 года, а БЮТ считает такие шаги преждевременными”.

Недавно в Верховной Раде обсуждали три законопроекта относительно рынка земли. Один из них — проект Закона Украины “О рынке земель”, поданный на рассмотрение Кабинетом Министров Украины, другие проекты внесены народными депутатами Украины. Неизвестно, какой из законопроектов найдет поддержку в парламенте. А общественность, которая не привлечена к обсуждению вопросов, связанных с рынком земли, бьет тревогу. В законопроектах предусмотрены “лазейки” —возможности скупать землю одним человеком в неограниченном количестве (Кабмин может устанавливать предельные размеры для владения одним лицом) и иностранцами.

Что даст украинцам, а не только “избранным”, создание легального рынка земли

Что принесет крестьянам отмена моратория на продажу земли? Что будут делать и так доведенные до нищеты крестьяне, но уже без земли? Кому достанется земля и кто станет новым собственником? Неужели 50 самых богатых, которые, по данным журнала “Корреспондент”, владеют состояниями в размере двух бюджетов Украины, рассчитанных на 46 миллионов украинцев, скупают украинские черноземы? Ведь это чрезвычайно выгодная инвестиция, принимая во внимание то, что во всем мире цены на пахотную землю, пресную воду (сырьевые ресурсы) стремительно растут.

Если такое произойдет, то здесь уместно процитировать Юрия Щербака, который, в одной из статей в “Дне”, сказал: “Страна, которая позволяет безудержно обогащаться узкой группе олигархов, держа на грани обнищания большинство трудового народа, нарушает один из фундаментальных законов стабильного развития — гармонизацию социальных стандартов и экономических показателей”.

Вопрос собственности на землю особенно становится актуальным во времена глобального продовольственного кризиса. По прогнозам экспертов, украинские черноземы способны прокормить до 300 000 миллионов людей. А это, при разумной государственной политике, шанс зарабатывать сверхприбыли и богатеть всему народу, а не избранным. Однако в Украине депутаты, Президент, экономисты, политики, которые говорят о частной собственности на землю, замалчивают факты успешного ведения хозяйства на арендованной земле фермеров (например, около 60% земли сельхозугодий арендуют французские фермеры). Почему ни один ученый не приведет данные о количестве земли сельскохозяйственного назначения в частной собственности в 20—30 самых развитых стран мира? Потому что такая информация не выгодна нашим “торговцам” Украиной.

Последние два непроданных украинских стратегических ресурса — это именно земля сельскохозяйственного назначения и женщины...

Российский политолог украинского происхождения Андрей Окара озабочен такой ситуацией. По ему мнению, “прежде чем определяться с тем, стоит снимать мораторий на продажу земли или нет, нужно решить стратегический вопрос: чем для нас является земля? Просто недвижимостью, территорией, средством производства, экзистенциальной реальностью, за которую можно умирать? И из ответа на этот вопрос вытекает вывод: целесообразно ли считать земли сельскохозяйственного назначения полноценным товаром (недвижимостью) и вводить их в полноценный гражданский оборот, или нецелесообразно? Или, может, целесообразно с определенными ограничениями? Например, путем отмены частной собственности и установления пожизненного унаследования владения?

Полагаю, что государственное регулирование земельного вопроса должно рассматривать все эти права и экономические аспекты именно как средство. А как цель нужно рассматривать следующее: сохранение и рекультивацию плодородного слоя земли, сезонную рекультивацию и “отдых” земли, эффективное сельскохозяйственное производство экологически чистой продукции, сохранение традиционного украинского села. Ну и, соответственно, законодательная политика должна быть направлена на то, чтобы не допускать истощения земли (в том числе путем выращивания генетически модифицированных растений), нецелевого использования земли, монополизации ее в руках крупных земельных собственников, особенно иностранных, уменьшить земельные спекуляции и другие формы земельной коррупции и др. Потому что из украинской истории и из украинской классической литературы хорошо известно, кто такие “орандарі” и как они эксплуатируют и маргинализируют украинский рабочий люд. Нынешняя технология земельного распаевывания — это также форма грабежа Украины.

Поэтому под вышеназванные и им подобные цели и, исходя из перечисленных угроз, должна строиться реальная государственная политика. Но у такой политики должен быть субъект — это сегодня и является наибольшей проблемой. Нет даже полного земельного кадастра, и различные земельно- политические лоббисты делают все, чтобы его не было. Поэтому пока что субъект есть только у земельной коррупции и большого земельного ограбления Украины и украинского народа. Последние два недопроданных украинских стратегических ресурсах — это именно земля сельскохозяйственного назначения и женщины. Сейчас нам выпало быть свидетелями едва ли не самого большего за всю украинскую историю земельного Дерибана”.

Тяжело не согласиться с господином Андреем. Снятие моратория на продажу земли может привести к появлению современных Калыток, о которых писал известный украинский драматург Иван Карпенко-Карый в произведении “Хазяїн”: “Едешь день, чья земля? Калыткина. Едешь два — чья земля? Калыткина...”. Не хотелось бы, чтобы на карте Украины появилось новое разделение украинских земель по политическим критериям: земля олигархов от Блока Тимошенко, Клана донецких или пропрезидентского блока... А из-за пробелов в законопроектах право на покупку земли будут иметь и иностранные фирмы. Тогда не только китайцы будут скупать самые ценные куски. В борьбу за украинские земли ринутся и транснациональные компании.

Чем селянин будет заниматься, не имея земли?

Спросите среднестатистического украинца — дает ли он согласие на продажу земли (ведь она принадлежит каждому, согласно Конституции, которую, очевидно, нужно будет менять)? Позаботятся ли депутаты о том, чтобы землю не смогли скупать паразиты, мошенники, иностранцы, чтобы земли не истощались (как это сейчас бывает — когда, скажем, несколько лет подряд сеют подсолнух)? Почему нет общественной широкой дискуссии относительно того, что, возможно, наилучший вариант — это, чтобы сельскохозяйственные земли были в государственной собственности?

По мнению философа С. Крымского, война за землю в XXI веке — одна из самых жестоких и наиболее актуальных проблем для Украины. Украинская земля — самый ценный источник благосостояния людей. Но и по сей день нет четкого плана государственных менеджеров — как использовать землю! Скажем, во Франции принята Национальная директива обустройства территорий. А если говорить проще — французы знают, где строить города, где и чем засевать поля, где сажать леса. План этот подробен и в отношении наименьшего поселка.

Автор была во Франции несколько раз. Там нехватка собственности на землю не мешает хозяйничать крестьянам, потому что там половина земель обрабатываются на арендной основе. В Бельгии — почти 60% земель в аренде, в Израиле — 90%. Почему же украинская власть, которая так заботится о наполнении бюджета, не берет соответствующую оплату за аренду земли, не предоставляет дешевые кредиты крестьянам, высокие дотации?

Как возродить славу украинского села и жизни на селе? Александр Пасхавер ответит вам: “Следует отменить мораторий на продажу земли. В первую очередь, вырастет стоимость земли, у крестьян появятся новые финансовые инструменты — можно будет проще и дешевле брать кредиты...”.

Где вы, международные консультанты и банки (как-то — Всемирный Банк, ЕБРР — которые предоставляют помощь и так успешным банкам, корпорациям), были раньше? Почему не агитировали правительство за предоставление дешевых кредитов крестьянам? Вспоминаю, в 2004 году, в качестве корреспондента УТ-1, ездила снимать сюжеты об успешных фермерах на Львовщине. Непросто было найти успешные примеры. Поголовье крупного рогатого скота тогда сократилось вдвое. Высокие кредиты сделали фермерские хозяйства убыточными.

А что сейчас на селе? Кто-то из международных экспертов там был? Не представляю, как крестьянин, который, продав землю, будет брать кредиты? Для чего? Чем крестьянин будет заниматься, не имея земли? Будет работать батраком у богатого фермера за два центнера пшеницы?

Покупайте землю, потому что это единственный товар, который больше не производится

Так еще когда-то писал Марк Твен. Сегодня завладеть гектарами черноземов желают все, у кого есть деньги. Один успешный фермер- украинец, которого я очень уважаю (потому что он действительно любит землю и уже в шесть утра на ногах), сказал, что он — за снятие моратория. Его аргументация — он сможет купить землю, которую арендует, потому что это также имущество и он хочет им владеть.

Я спрашиваю — а как насчет того, что земля принадлежит всем украинцам?

Он отвечает: кто в селе живет, тот на нее и должен претендовать (это то же самое, если бы ты работал на заводе и претендовал на свою долю имущества). И поэтому крестьянин должен иметь право ее продавать, чтобы получить деньги на необходимую операцию, либо помочь детям поступить в университет. Потому что денег в селе нет.

Я продолжаю расспрашивать: то есть политика нашей уважаемой власти довела народ до черты бедности, когда, чтобы сделать операцию, нужно продавать землю? А коррупция в университетах приводит также к ситуации, когда нужны деньги, чтобы стать студентом. А что дальше — когда продали землю и нужно очередную операцию делать, не дай Бог? Что крестьянин будет продавать? Где и на кого он будет работать?

Он мне рассказал, что уже и так немало поляков через подставные фирмы покупают земли, выращивают продукцию. Нам с ними не конкурировать. Хотя в Польше запрещено продавать земли на живописных Мазурах.

Джеймс Мейс предупреждал...

Джеймс Мейс, известный исследователь украинского Голодомора, предупреждал о новейшем бедствии в статье “Трагедия, которая назревает”. Он поднимает очень важную проблему — последствия необдуманной продажи земли. “Крестьяне, которые, по существу, превратились в рабов, в соответствии со сталинской версией социальной справедливости, остались ни с чем. А теперь, кажется, их готовят к выселению из земли, которая кормила их и их прадедов. Неужели автор этих строк является единственным в Украине, кто готов бить тревогу по этому случаю?” 1 — спрашивает Джеймс Мейс. Он предупреждает о возможности нового голодомора, но уже в рыночных, капиталистических условиях.

Новые “наркомголоды” не сняли с повестки дня свою цель: вытоптать украинский дух и духовную привязанность к своей земле, а также максимально ослабить наш генофонд, чтобы самим обустроиться на земле, которая течет “медом и молоком”. Нас постепенно приучают к генетически модифицированным продуктам, а наши высококалорийные, чистые хлеб, масло, картофель и другие продукты будут потреблять “избранные”, которые уже руководят “золотым миллиардом”. Обращая внимание на ситуацию, которая назревает в украинском селе, Мейс описывает жуткую, но целиком возможную картину: “Самые привлекательные сельские девушки 12—15 лет всегда смогут найти себе место на рынке белых рабов в Турции или где- то, где их будут перепродавать снова и снова. Их братья, у которых нет денег и которые лишены преимущества роста в городах, могут продать свои услуги охранников или полисменов, и встать на защиту от тех, кому повезло меньше, и кто вынужден выживать за счет воровства. Как следствие, одна половина мужского населения сел будет нанята для преследования второй половины. В это время их родители будут скитаться в поисках бумажных коробок, газет и бутылок из-под пива, чтобы обменять их на кусок хлеба, как это сейчас делают пенсионеры в городах”.


Среди аргументов Дж. Мейса в пользу того, что земля должна принадлежать крестьянам, и государство должно помочь им хозяйничать, такие: “Давать людям без денег и власти сомнительное право продавать свою землю тем, кто имеет и то, и второе, без предоставления как можно большей поддержки тем, кто пытается попробовать свои силы в частном землехозяйстве независимо от клептократов, которыми являются председатели бывших колхозов и которые продолжают диктовать свои правила в большинстве сел, неправильно. Одним из относительных преимуществ Украины в этом мире является ее плодородная земля. Пусть эту землю обрабатывают те, кто делал это с издавна, и эта страна накормит многих в этом мире в пользу всех, здесь живущих. Пусть сделавшие себе карьеру, эксплуатируя хлеборобов, поедут в Турцию или куда-либо и продают себя за столько, сколько они стоят”.

Не может земля быть предметом собственности, не может быть предметом покупки и продажи, как вода, как воздух, как лучи солнца

Хочется сказать и такой факт: во времена оккупации наши плодородные черноземы вывозили товарными вагонами в Германию. А сегодня эрозия и бесхозяйственность ежегодно “съедают” почти 30 миллионов тонн плодородной земли. А это убытки почти на девять миллиардов гривен. Интересно, а что государственные мужи сделали, чтобы решить эту проблему? Какую поддержку они предоставили родному фермеру?

Владимир Чопенко, постоянный обозреватель “земельной” темы различных изданий: “Лично я — категорически против торговли землей, поскольку в Конституции записано: земля, недра, воздух и вода являются собственностью всего украинского народа, а не избранных. В селе сейчас господствует такой хаос, что если начнем еще и торговать землей, придет полный конец”. Его мнение усиливает Лев Толстой в романе “Воскресенье”: “Не может земля быть предметом собственности, не может быть предметом покупки и продажи, как вода, как воздух, как лучи солнца. Все имеют одинаковые права на землю и на все преимущества, которые она дает людям. Землю нельзя ни продавать, ни покупать, потому что, если можно продавать ее, то те, у кого есть деньги, скупают ее всю. Будут брать деньги за то, что ты стоишь на земле” 2 .

Эту аргументацию можно дополнить рассуждениями Иоанна Павла II, очень метко сказавшему о праве частной собственности на землю: “Бог дал землю всему роду человеческому, чтобы кормить всех его членов, никого не исключая и не ставя никого в привилегированное положение. Здесь заложены корни общего назначения даров земли. Она своей плодовитостью и способностью удовлетворять потребности человека является первым даром Божьим для поддержания человеческой жизни” 3 .

В истории уже было немало случаев, когда прибыли от выращенных на земле продуктов получали не украинцы. Вспомните лишь пример конца ХIХ столетия, когда “сеть железных дорог, и магистральных, и локальных, проложенная в Украине в 1870—1880 годах, открыла неведомые до сих пор возможности — и коммуникационные, и общежитейские... Витте, директор Компании Юго-Западной железной дороги, поразительно удачно совмещал новый вид транспорта с производством зерновых, сахара и торговлей деревом. Эти экономические направления, благодаря сверхконцентрации капитала развивались быстро и уверенно. Украинской “житницей” пользовалась разве только категория больших землевладельцев-экспортеров, получавших значительно большие прибыли, нежели владельцы на Левобережье или в Центральной России, оставляя вместо этого большой массе украинского крестьянства лишь необходимый для биологического существования минимум. Такое разительное экономическое преимущество получала группа из около сорока мощнейших производителей зерновых и муки, сумевших справиться с падением цен на европейском рынке в 1884 году, вызванным чрезвычайно интенсивной американской экспортной политикой, которая, в конечном счете, принесла немало пользы и российской государственной казне, сделав возможным введение золотого рубля” 4 .

“Украинская история XVI — первой половины XVII века — это история о том, как поляки, польские земельные магнаты предоставляли большие земельные участки в аренду еврейским бизнесменам, а те сдавали ее в субаренду украинским крестьянам. Это считалось настолько несправедливым, что украинская история того времени составлялась в том числе на основании представления украинцев о несправедливости таких земельных отношений. То бишь это было мейнстримом исторического развития тогда. Земля в аграрном обществе была ведущим ресурсом, поэтому вокруг нее строились мейнстримные политические отношения. Потом — промышленность, сейчас — информация и высокие технологии”.

Продавать землю, особенно иностранцам, — это преступление против нации

Предостережением для украинского общества уже дано должна стать информация о том, что “год от года увеличивается число покинутых, разоренных земель — заповедников сорняков и деревьев-самосевов. Миллионы гектаров пашни не засевают умышленно. Глубоко продуманная и спланированная акция? Похожий “блокбастер” уже где-то видел... С промышленными предприятиями? Точно! Искусственно доводили до банкротства, выкупали за бесценок — и тогда на заводском дворе появлялись топ-менеджеры в бордовых пиджаках с блестящими пуговицами, бросали в обескураженную толпу: “Ваши “красные директора” не в состоянии работать в новых условиях! Мы вам покажем, как нужно...” А потом брали в руки резаки, кромсали на металлолом уникальное оборудование. Какого “менеджмента” ждет земля? Привлекательная по форме и содержанию “продажная” земля с непродажной душой”.

Продавать землю, особенно иностранцам, — это преступление против нации. Снятие моратория с земли должно состояться на референдуме. Народ, которому принадлежит земля, должен сам решать: продавать ли то, что принадлежит всем! И это право принадлежит не Президенту или премьер-министру, или народу!

Ведь продажа земли нуждается в изменениях к Конституции (см. Статья 13. “Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в границах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа”).

Помните, что хлеб и вода будут решать все в ХХI века! И здесь роль мировоззренческой публицистики —поднимать вопрос: почему в Украине, земля которой может прокормить более 300 миллионов человек, каждый третий недоедает? Но поиском ответов занимается очень мало журналистов. Ведь основная проблема украинской современной журналистики — в том, что она слишком увлеклась сухим информированием, хотя сегодня требованием времени является аналитика со сценариями выхода из сложившихся проблем, с акцентированием на мировоззренческие вещи.

Анна ГОПКО
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 15 апр 2012

Цитата из текста по ссылке ув. energeticа
После Второй мировой войны Аргентина практически кормила Европу, Аргентина была известна в Европе как «житница мира». Крупного рогатого скота и пшеницы было довольно, чтобы прокормить нашу страну и другой континент. Так что же случилось? Почему так много людей имеют мало продовольствия или совсем его не имеют и заканчивают поеданием отбросов? Я имею в виду: земля-то всё ещё здесь, не так ли? Да, страна осталась той же страной, которую называли житницей мира, но кое-что изменилось. Несколько больших, мультинациональных корпораций, таких как Бенеттон, купили сотни тысяч акров природных ресурсов. Я не знаю, сколько точно, но я помню, что средства массовой информации начали об говорить о сохранности суверенитета страны, который оказался под угрозой из-за этого массового приобретения земли, так что вы можете представить, как много акров было куплено. Средства массовой информации загадочным образом оставили эту тему.
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 12 июн 2012

Стала известна точная цена земли в Киеве и во многих других городах



Землеустроители закончили полную первичную нормативную денежную оценку земельных ресурсов в населенных пунктах Волынской, Донецкой, Запорожской, Киевской, Одесской, Ривненской, Сумской областей и в городах Киеве и Севастополе. Об этом 12 июня сообщила пресс-служба Госземагентства.
По сообщению, всего в Украине (по состоянию на 06.06.2012 г.) первичную нормативную денежную оценку земель землеустроители произвели в 28346 населенных пунктах, что составляет 95,1% от их общей площади Украины.
Подходят к концу работы по первичной нормативной денежной оценке земель в населенных пунктах в Полтавской (99,9% от общего количества населенных пунктов) и Черкасской (99,9%) областях. Правда, при этом низкие показатели темпа работ по оценке фиксируются в Николаевской (69%) и в Харьковской (72,8%) областях.
«За последнюю неделю проведена нормативная денежная оценка в 102-х населенных пунктах, из которых первичную оценку провели в 10 населенных пунктах и ​​повторную - в 92 населенных пунктах. А с начала года провели первичную нормативную денежную оценку в 1776 населенных пунктах. Завершены эти работы в 613 населенных пунктах, что составляет 29,8% от плана на 2012 год. Повторная нормативная денежная оценка земель проведена в 1163 населенных пунктах, что составляет 11,57% от потребности в ее проведении на этот год», - подчеркивается в сообщении Госземагентства.
Также пресс-служба земельного ведомства подчеркивает, что за 5 месяцев этого года предусмотренные планами-графиками объемы работ по проведению первичной нормативной денежной оценки земель выполнены на 78,6%.


Напомним, что «Багнет» ведет собственное журналистское расследование о соблюдения законов Украины в земельной сфере. В частности, журналисты издания попытались начать оформление земельного участка под постройку дома в Киевской области и столкнулись с тотальными нарушениями норм законодательства Украины должностными лицами в органах местного самоуправления. Также журналисты «Багнета» выяснили, что реально землю в Украине гражданину получить практически невозможно.


Также «Багнет» уже сообщал, что министр агрополитки и продовольствия Николай Присяжнюк на Всеукраинском совещании землеустроителей поручил в течение года «снять звание коррупционеров №1» с работников земельной сферы страны.
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 15 окт 2012

http://www.bagnet.or...conomics/196039


Депутаты все-таки продлят мораторий на продажу земли



Верховная Рада на пленарном заседании во вторник, 16 октября, может продлить мораторий на продажу земель сельхозназначения. Дискуссия вокруг этого вопроса возникла в ходе заседания Согласительного совета в понедельник, 15 октября, с подачи представителей фракции КПУ, резко раскритиковавших решение Верховной Рады не продлевать мораторий.


Коммунисты предложили внести изменения в Земельный кодекс, оговорив продление моратория, так как в ходе встреч с избирателями остро стоял такой вопрос.


В свою очередь, лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов отметил, что необходимости в продлении моратория нет, так как «никто не говорит о продаже земель сельхозназначения, ….я заявляю, что ни на уровне Партии регионов, ни на уровне фракции Партии регионов не принималось решение о продаже земли».


В то же время, Александр Ефремов отметил, что «мы с вами вместе приняли решение, что землю под промышленными предприятиями можно продавать», но напомнил, что народный депутат (фракция Партии регионов) Юрий Мирошниченко внес законопроект с поправками в Земельный кодекс, которыми запрещается продажа земли сельхозназначения до принятия и вступления в силу закона о рынке земли.


«Этот законопроект может иметь такой психологический характер, - отметил спикер Владимир Литвин. – Речь идет о том, чтобы приструнить тех, кто знает цену земле, но не знает ее стоимости».
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 16 ноя 2012

http://www.bagnet.or.../society/199111

В Украине ежегодно появляется 17 сел-призраков

Харьковский областной совет на сессии 15 ноября исключил из учетных данных Великобурлуцкого района село Веселое, в котором не осталось ни одного жителя.

Облсовет также обратится к Верховной Раде с ходатайством о внесении соответствующих изменений в административно-территориальное устройство Харьковской области, сообщают региональные СМИ.

В пояснительной записке к проекту решения отмечалось, что на территории села не зарегистрировано ни одного жителя, а по информации Великобурлуцкого БТИ, в этом населенном пункте не зарегистрировано право собственности ни на один жилой дом.

Кстати, как известно, в 2008 году из учетных данных Великобурлуцкого района Харьковской области уже было исключено «мертвое» село Попельное.

В свою очередь, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия, ежегодно с карты Украины исчезают 16-17 опустевших сел. По мнению главы ведомства Николая Присяжнюка, местные жители покидают их «из-за отсутствия работы и мотивации».
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 16 ноя 2012

Комментарий к вышеприведенной статье:
в отличие от городских селяне более трудолюбивы и выносливее.
И требуют они немного:всего лишь возможности сбыта своей продукции по приемлемой цене;не "оптимизировать" школы и больницы что усиленно внедряет власть; сделать нормальные дороги; не мешать работать
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 16 ноя 2012

В связи с этим вспомнился опыт белорусов в создании агропоселков. Хотя... Там тоже хутора пустеют...
Ответить

PAN фотография PAN 17 ноя 2012

Просмотр сообщенияЖигулист (16 ноября 2012 - 23:34) писал:

в отличие от городских селяне более трудолюбивы и выносливее.
И требуют они немного:всего лишь возможности сбыта своей продукции по приемлемой цене;не "оптимизировать" школы и больницы что усиленно внедряет власть; сделать нормальные дороги; не мешать работать

В тех селах, где доводилось бывать, таких, к сожалению, единицы.
Все больше:
«…люди тут своеобразные, но душевные, приняли меня хорошо, только пьют много и нихрена делать не хотят. Домашних животных здесь никто не держит. Хлопотно. Живут на пенсию стариков и целыми днями торчат на дороге в ожидании автолавки.» (с)
Ответить

Чапай фотография Чапай 17 ноя 2012

Просмотр сообщенияPAN (17 ноября 2012 - 00:58) писал:

Просмотр сообщенияЖигулист (16 ноября 2012 - 23:34) писал:

в отличие от городских селяне более трудолюбивы и выносливее.
И требуют они немного:всего лишь возможности сбыта своей продукции по приемлемой цене;не "оптимизировать" школы и больницы что усиленно внедряет власть; сделать нормальные дороги; не мешать работать

В тех селах, где доводилось бывать, таких, к сожалению, единицы.
Все больше:
«…люди тут своеобразные, но душевные, приняли меня хорошо, только пьют много и нихрена делать не хотят. Домашних животных здесь никто не держит. Хлопотно. Живут на пенсию стариков и целыми днями торчат на дороге в ожидании автолавки.» (с)

Несостыковка получается- "Живут на пенсию стариков и целыми днями торчат на дороге в ожидании автолавки.» (с) Вы хоть представляете какова пенсия стариков в селе и какие цены в магазинах и автолавках?. Да еще и пить за эти деньги. Этих денег на коммуналку не хватает.
P.S. За 3 минуты предыдущее сообщение, отправленное случайно, изменить не успел.
Ответить

Пилотатор фотография Пилотатор 17 ноя 2012

Оба высказывания правы.Сейчас на деревне живёт один пенсион.В деревне, спенсией двоих пенсионеров,прожить можно.Можно даже накопить на бытовую технику.Ну это при минимальном хозяйстве.Курочка ,уточка...А вот у молодёжи запросы побольше и пенсии нет -приходиться х...ть.А в последние 2-3 года, получается,х..т на дядю!Сбыта нет - цены нет.Зато пенсион в восторге - лук-копейки,картофель-копейки и посрать им .что этот лук и картофель не могут продать ихние дети и внуки...
Ответить

Пилотатор фотография Пилотатор 17 ноя 2012

Цитата

Все больше:
«…люди тут своеобразные, но душевные, приняли меня хорошо, только пьют много и нихрена делать не хотят. Домашних животных здесь никто не держит. Хлопотно. Живут на пенсию стариков и целыми днями торчат на дороге в ожидании автолавки.» (с)


думаю благодаря последним годам,таких сёл прибавится.
Ответить

Чапай фотография Чапай 17 ноя 2012

Просмотр сообщенияbright (17 ноября 2012 - 08:15) писал:

Оба высказывания правы.Сейчас на деревне живёт один пенсион.В деревне, спенсией двоих пенсионеров,прожить можно.Можно даже накопить на бытовую технику.Ну это при минимальном хозяйстве.Курочка ,уточка...А вот у молодёжи запросы побольше и пенсии нет -приходиться х...ть.А в последние 2-3 года, получается,х..т на дядю!Сбыта нет - цены нет.Зато пенсион в восторге - лук-копейки,картофель-копейки и посрать им .что этот лук и картофель не могут продать ихние дети и внуки...

Курочка с уточкой тоже кушать хочут. А зерно денег стоит. Нынче порядка 1800 грн. за тонну. Да и цыплят даром не раздают. А ежели корову держать, то солома в этом году до 1000 грн. за условную тонну доходила.
За сено молчу.
Сообщение отредактировал Чапай: 17 ноября 2012 - 17:55
Ответить

Жигуліст фотография Жигуліст 17 ноя 2012

А теперь представим себе, что разрешили продавать землю. У кого она будет?
Ответить

Чапай фотография Чапай 17 ноя 2012

Просмотр сообщенияЖигулист (17 ноября 2012 - 18:42) писал:

А теперь представим себе, что разрешили продавать землю. У кого она будет?

В новостях как-то показывали, что под Киевом селянам представили "НАСТОЯЩЕГО ВЛАСНИКА", а у них, мол неправильно были акты оформлены.
Ответить

Пилотатор фотография Пилотатор 17 ноя 2012

Цитата

А теперь представим себе, что разрешили продавать землю. У кого она будет?

Как у кого?! У родственника знаменитой поэтессы...
Ответить

Пилотатор фотография Пилотатор 17 ноя 2012

как на моё имхо ,то никто не собирается её покупать.Это ж сколько денюх нуна холопам раздать?!Выдумают закон ,что отдать её "государству " будет дешевле ,чем её содержать и мы сами побежим с просьбами... ещё и драться в очереди будем...Уже ходят разговоры о "агропаспорте".Стоимость 7 тыс. га и энтой бамаги срок действия 3 года.Думаю дальше объяснять не надо...
Ответить

Пилотатор фотография Пилотатор 17 ноя 2012

Цитата

А ежели корову держать
Корова сама себя кормит.Все деньги заработанные сдачей молока уходят на солому ,сено и фураж ,ну а колхознику остаётся навар...в смысле навоз.
Ответить