Перейти к содержимому


«Картофельный ров»: пропасть, которая объединяет гельветов


Сообщений в теме: 4

#1 Жигуліст

    Родом из ФУДД

  • Администратор
    • Перейти к галерее
  • 31.607 сообщений
  • ПМЖКраїна хохлобидла

Отправлено 02 сентября 2017 - 16:23

Изображение

В Швейцарии на референдумы выносятся любые вопросы, от ограничения иммиграции до формата медицинского страхования. Ответы народа на эти вопросы могут быть разными, не меняется только одно обстоятельство: о чем бы ни шла речь на референдуме, мнения швейцарских «французов» и «немцев», как правило, не совпадают.
Угрожает ли такое многоголосие единству страны? Или же Швейцария остается единой как раз благодаря имеющейся у граждан и регионов возможности иметь свое собственное мнение во всем важнейшим вопросам? В любом случае, сейчас уже трудно сказать, кому первому пришла в голову идея назвать условную политическую, культурную и языковую границу, разделяющую немецкоязычные кантоны Швейцарии от франкоязычных, по имени популярного швейцарского картофельного блюда «Rösti» («Рёшти»).
Скрытый текст

Сусідня федерація не переживе другого терміну президентства Порошенка.

#2 Жигуліст

  • ПМЖКраїна хохлобидла

Отправлено 02 сентября 2017 - 16:24

Рёшти и полента

Так называемый «Röstigraben» («картофельный ров») был назван так в честь «рёшти», швейцарского национального блюда из тертого жареного картофеля с добавками растительных или животных жиров, напоминающего по вкусу картофельные оладьи или драники. На французской стороне рёшти, якобы, не едят, а на немецкой - наоборот. Отсюда и название.

На местности «ров» совпадает с рекой Зане (нем. Saane, фр. Sarine) в районе города Фрибур и отделяет области с преимущественным проживанием немецкоязычных швейцарцев (63% общего населения), от франкоязычных регионов (20%).

Для обозначения проходящей по перевалу Сен-Готард границы между италоязычной частью страны и остальной Швейцарией, по аналогии с «картофельным рвом», возникло понятие «Polentagraben», которое, правда, широкого распространения не получило.

Источник: Historisches Lexikon der Schweiz/Dictionnaire historique de la Suisse.


Сусідня федерація не переживе другого терміну президентства Порошенка.

#3 Жигуліст

  • ПМЖКраїна хохлобидла

Отправлено 02 сентября 2017 - 16:25

Разные подходы

Уже во второй половине 19-го века «немцы» и «французы» имели разные представления о том, как должна развиваться Швейцария. Однако наиболее ярко метафорический «ров» проявился во время Первой мировой войны, когда жители франкоязычной Швейцарии в большинстве своем симпатизировали Франции, а немецкоязычные швейцарцы — Германии.

В социологии и журналистике понятие «картофельного рва» оказалось удобным и наглядным инструментом для объяснения порой диаметрально противоположного «электорального поведения» в рамках федеральных референдумов или при проведении парламентских выборов.

Так, Западная Швейцария скорее склонна согласиться с перспективой вступления Швейцарии в Евросоюз, тогда как немецкоязычные кантоны настроены резко против. И если франкоязычные швейцарцы настроены скорее патерналистски и социалистически, то «немецкая» часть страны придерживается либеральных позиций.

Источник: Historisches Lexikon der Schweiz/Dictionnaire historique de la Suisse.


Сусідня федерація не переживе другого терміну президентства Порошенка.

#4 Жигуліст

  • ПМЖКраїна хохлобидла

Отправлено 02 сентября 2017 - 16:27

«Различия между северо-восточной и юго-западной Швейцарией появились уже по меньшей мере 7 тыс. лет назад, с приходом на территорию нынешней Конфедерации новых групп населения», — поясняет Лоран Флютч, директор Музея Древнего Рима в Лозанне-Види.
«Первые люди начинают заселять швейцарское плато с одной стороны через придунайскуую и прирейнскую равнины, а с другой — через долину Роны. Где-то посередине они сталкиваются, переходят к оседлому образу жизни, при этом их привычки на протяжении долгого времени существенно не различаются.
В 401 г. н.э. римляне отходят к югу от Альп и покидают территорию нынешней Швейцарии, оставляя после себя местное галло-романское население, в весьма заметной степени латинизированное. В 443 г. регион Женевского озера заселяется немногочисленным народом бургундов. Это были германцы, давно уже бывшие союзниками, а затем и подданными Рима. Осев в этом регионе, они быстро перенимают местный язык.
Между Роной и Рейном

Около 600-700 гг. алеманы (подчиненные франкского государства) пересекают Рейн и заселяют территорию современной немецкоязычной Швейцарии, где к этому моменту наследие римского господства было уже фактически стерто из коллективной памяти. В отличие от бургундов алеманы, будучи более многочисленной и мощной общностью, не перенимают местный язык, а, наоборот, навязывают местному населению свой собственный язык. За исключением небольших деталей в целом нынешняя лингвистическая граница (собственно «Рёштиграбен») сформировалась уже в 8 веке н.э.
В период средних веков, в эпоху религиозных войн и конфликтов, будущая территория современной Швейцарии характеризуется сильной государственно-административной раздробленностью. Но именно она и стала той основой, с опорой на которую примерно с конца 13-го века начинает идти сложный и противоречивый процесс складывания нынешней Швейцарской Конфедерации. Его финалом стали гражданская война 1847 года и создание в 1848 году современного федеративного швейцарского государства.
Новому государству пришлось принять много непростых решений, в частности, на какой основе вводить единую национальную валюту? Существовал выбор между, упрощенно говоря, южно-германским гульденом и франком. В итоге предпочтение было отдано более современному и удобному для расчетов франку с его десятеричной системой. С еще более серьезными противоречиями страна сталкивается во время Первой мировой войны, когда франкоязычные швейцарцы симпатизировали Франции, а немецкоязычные — Германии.
Большой поклонник Бисмарка, пастор Эдуард Блохер (Eduard Blocher, 1870–1942), дед нынешнего лидера швейцарских антиевропейских правых Кристофа Блохера (Christoph Blocher), активно настаивал на присоединении немецкоязычных кантонов к Германии. Перспектива раскола Швейцарии была тогда довольно реальна».

Перевод с французского: Юрий Обозный, swissinfo.ch
Сусідня федерація не переживе другого терміну президентства Порошенка.

#5 Жигуліст

  • ПМЖКраїна хохлобидла

Отправлено 04 октября 2017 - 11:13

Газета «NZZ» о каталонском референдуме с точки зрения Швейцарии

Швейцария состоит из 26-ти суверенных кантонов/штатов, в стране существуют четыре национальных языка, с конфессиональной и культурной точек зрения это вообще не страна, а лоскутное одеяло. Тогда почему Швейцария до сих пор не распалась на составные части? Газета «NZZ» анализирует каталонский вопрос с позиций Швейцарии — почти идеальной федерации. К каким выводам она приходит? Главный вывод: хотите предотвратить сепаратизм — сделайте его официально возможным.
Газета «NZZ» анализирует каталонский вопрос с позиций Швейцарии, почти идеальной федерации, и задает семь вопросов в стиле «всё, что вы хотели знать о сепаратизме, но боялись спросить».
1. Что должен делать кантон (субъект федерации), если он захочет покинуть Швейцарию?
Процедура выхода кантона из Швейцарии в теории состояла бы из трех этапов. Во-первых, такой кантон обязан будет обратиться к парламенту, точнее, одновременно к двум палатам, образующим Федеральное собрание, с ходатайством об изменении конституции, по итогам которого народ и кантоны должны будут провести, вторым шагом, референдум относительно согласия с выходом одного из кантонов из состава Швейцарии. Положительным может быть итог такого референдума только в случае «двойного большинства», то есть с выходом одного из кантонов должно будет согласиться как численное большинство избирателей, так и кантонов. Третьим шагом уходящий кантон должен будет создать с остальной федерацией новую систему отношений, базирующихся теперь уже на международном праве, итогом чего должно быть правовое признание нового государств международным сообществом, то есть другими странами, организациями многосторонней дипломатии (ВТО, ВОЗ и т.д.) и ООН.
2. А не лучше ли было дать кантонам право самим решать, где им быть и в каком статусе?
Произвольная, нескоординированная и враждебно окрашенная попытка одного кантона выйти из состава Швейцарии привела бы только к тому, что остальные 25 кантонов тоже перешли бы на враждебные позиции по отношению к сепаратистскому региону. Тем самым фактически уход одного кантона из Швейцарии возможен только при согласии остальных субъектов федерации. Формально-правовая кодификация сецессионного права, то есть правовых актов, рисующих возможный выход одного субъекта федерации из ее состава, является во многом жестом символическим, но в определенных ситуациях — очень важным.
3. А кстати, существуют ли конституции, официально предусматривающие опцию сецессии?
Конституция небольшого Княжества Лихтенштейн, находящегося в состоянии унии со Швейцарией, во многом идет именно в этом направлении. В соответствии со Ст. 4. Конституции Княжества, одна из общин, составляющих Княжество, может запустить процесс выхода из состава государства. Затем ландтаг, парламент, должен разработать закон о порядке выхода данной общины из состава Княжества. Этот закон, в частности, должен заложить основы будущих отношений данной общины с остальными общинами Княжества и с государством в целом. Затем эта община должна провести референдум, в центре которого должен находится этот закон, а также опция присоединения общины к Австрии или Швейцарии. Такая процедура, разумеется, не является идеальной — но она, так или иначе, является упорядоченным форматом с элементами политической деэскалации. Пока ни одна из общин Лихтенштейна этой возможностью не воспользовалась.
4. А разве закрепленный в Уставе ООН принцип самоопределения наций для Швейцарии не указ?
В теории — указ! Но только в теории. Уже Устав ООН противопоставляет этому принципу принцип территориальной целостности. Кроме того, международное право не решает окончательно, что есть «народ». Конечно, швейцарские культурно-языковые ареалы можно было бы тоже рассматривать в качестве «народа». Теоретически это возможно, но, все равно, с очень и очень большой натяжкой. В какой-то степени здесь возможны параллели с канадской франкоязычной провинцией Квебек — но только параллели.
5. А не могла бы Швейцария стать посредником между Барселоной и Мадридом?
Отвечая на этот вопрос, газета подчеркивает, что в рамках швейцарской помощи развитию передача опыта, накопленного в Конфедерации в области федерализма, занимает едва ли не ведущую позицию. Такая помощь происходит на основе кооперации федерального центра и Института вопросов федерализма при Университете Фрибура (Institut für Föderalismus der Universität FreiburgВнешняя ссылка). Однако реальным опытом сецессии этот институт никогда вплотную не занимался. Напротив, швейцарская история позднего Средневековья характеризуется захватами и аннексиями территорий (как была устроена Старая Конфедерация — об этом подробнее здесь). Некоторые из этих территорий Швейцария затем теряла снова — но отнюдь не в рамках четко прописанной демократической процедуры. Начиная с 1815 года, то есть с момента проведения Венского конгресса, внешние границы Швейцарии больше не менялись. Конфликт вокруг кантона Юра на внешние границы Конфедерации изначально не покушался.

6. Можно ли использовать в Каталонии опыт решения Юрассийского конфликта?
По мнению газеты, Каталония является областью, гомогенной с точки зрения языка и культуры. Кроме того, она опережает остальную Испанию в плане своего экономического развития. Она является регионом-донором, а поэтому стремление Каталонии оказаться как можно дальше от Мадрида вполне можно логически объяснить. Регион Юры не был гомогенным (на его территории говорили на разных языках), не говоря уже о том, что в Швейцарии он принадлежал к числу наименее развитых регионов. Таким образом, сравнения тут возможны, но очень отдаленные.
7. Так как же сохранить мир в такой сложной области? Что говорит швейцарский опыт?
По мнению газеты, здесь следует сделать три вывода:
Стабильный мир возможен только в условиях постоянного общественно-политического диалога в формате референдумов на всех уровнях — множественное число является тут решающим фактором.
Следует учитывать, что конфликты часто переходят в «горячую фазу» в результате порой пустяковых и просто смехотворных, — на первый взгляд, — поводов. В 1947 году в юрассийском городе Делемон/Дельсберг (Delsberg) прошла первая манифестация под сепаратистскими лозунгами по причине того, что, избирая нового министра капитального строительства кантона Берн, парламент обошел франкоязычного кандидата, в большей степени, по мнению демонстрантов, подходившего для того, чтобы занять данный пост.
Последняя, завершающая фаза решения Юрассийской проблемы, — имеется в виду голосование в городе Мутье, — протекала на основе кантонального законодательства, причем городу Мутье была предоставлена полная свобода самому решать вопрос своей территориальной принадлежности.

Главный вывод из опыта Швейцарии по версии газеты «NZZ»: хотите предотвратить сепаратизм — сделайте его официально возможным! Оригинал материала на немецком языке находится здесьВнешняя ссылка.

Сусідня федерація не переживе другого терміну президентства Порошенка.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Анализ сайта онлайн
Loading the player...